Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Покровский храм рыбацкой слободы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы село Рыбацкое

Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком в начале XX века.

Прикипела, сердцем прикипела
К ветреным просторам и домам,

Высоченным, четким, красно-белым...
Только жаль садов погубленных. И храм.

Над Невой сиял он куполами.
Говорят, что расходилась мгла,
Если он звенел колоколами.
Праздник Покрова был день села.

Храма нет. И синь пуста над нами.
Там где был алтарь, трава и хлам
И порой костры взметают пламя...
Все же верю - петь колоколам!
Из костров горящих, из крапивы
Вознесется к небу белый храм,
Словно Феникс-птица, горделиво...
И поклон земной ему отдам.

 

Татьяна Лапшина

 

Архитекторы:

1741-1744  - Рябов Дмитрий Павлович

1792 - надстройка, колокольня

1862-1864 - арх. Карпов Григорий Иванович - боковые приделы

1900-1901 - арх. Рябов Дмитрий Павлович - перестройка

 

Церковь двухэтажная, каменная, построена на средства прихожан в 1744 году. Престолов в нижней церкви три: Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца и Толгской Божией Матери, а в верхней один – во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. После капитального ремонта освящена 28 октября 1901 года.


Церкви принадлежат две каменные часовни, одна при вратах церковной ограды, в другая в деревне Усть-Славянке. К церкви приписана находящаяся на кладбище за селом Рыбацким церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в память Императора Александра II.

 

Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 125-134; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 218-219; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.

© А.А.Бовкало bovkalo@mail.ru

История первой деревянной церкви.

материал предоставлен ученицей средней школы 207 Воробьевой С.

В те времена население России, особенно крестьянская его часть, отличалась глубокой набожностью и религиозностью. Поэтому неудивительно, что первые жители Рыбацкой слободы постарались как можно быстрее выстроить свой храм, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Существует даже версия, говорящая о том, что церковь привезли с собой рыбаки, переселенные с Оки на Неву по приказу Петра I.  Якобы, они привезли храм с собой, разобрав его на бревна, а потом снова собрав, что, впрочем, маловероятно. Так или иначе, но точная дата его создания неизвестна.

Про внешний облик и интерьеры деревянной церкви известно немного, хотя в донесении управителя Рыбной слободы от 1 января 1748 года удалось найти указания на некоторые из образов, там находившихся: святого мученика Емельяна, святого Пророка Илии, святого Пророка Елисея, образ Власия Чудотворца, образ Богородицы "Всех скорбящих радосте", образ Спасителя, образ Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Престол был приблизительно 1 аршин 9 вершков в высоту, 1 аршин 6.5 вершков в длину и 1 аршин 5.5 вершков в ширину (1.11х0.99х0.95 м); жертвенник - 1 аршин 7 вершков в высоту, 1 аршин 5 вершков в длину и 1 аршин 1.5 вершка шириной (1.02х0.93х0.71 м); во всяком случае, так следует из размеров одежд на престол и жертвенник.
 

Основными доходами церкви, как следует из книг прихода и расхода, которые велись церковным старостой (сейчас находятся в фонде Царскосельского дворцового правления в РГИА), были помесячные сборы, которые давали в среднем 80 рублей в месяц, от продажи свечей, и то, что собирали от образов и в "кошельки"; расходы же состояли из трат на покупку вина, муки, воска для свеч, довольно часто приходилось закупать различную материю, в особенности пелены для обрядов и различных нужд. Хотя и доходы пополнялись довольно неожиданно: например, в 1762 году, после смерти мужа, крестьянка Пелагея Кузьмина отдала церкви лавку. В итоге расходы редко превышали доходы, как правило, некоторая сумма даже оставалась. 

 

По указу духовника Её Императорского Величества Феодора Дубянского от 21 февраля 1742 года первым священником церкви был назначен Василий Алексеев. Двумя годами позже, с 8 марта в церкви появился также дьячок - сын отца Василия, Семен. Вплоть до 1746 года они прослужили без жалования, которое стали получать лишь после указа, датирующегося 9 апреля 1746 года: священник - 25 рублей, сын его - 5 руб. в год. Просвирни в то время в церкви и вовсе не было. Нужно отметить, что в XVIII веке лишь немногие церковные причты в России получали казенное содержание. Большая часть духовенства, как городского, так и сельского, кормилась исключительно за счет приношений, получаемых от прихожан, либо - за счет доходов от церковной земли. Так что рассчитывать местному духовенству приходилось исключительно на добровольные приношения прихожан и доходы от сенокосных земель, выделенных Царскосельским вотчинным правлением, а поскольку таковых было явно не достаточно, Царскосельское правление и вынуждено было назначить ему казенное жалование. Не было при церкви и специальных причтовых домов для помещения духовенства: жили отец с сыном сначала в доме у церковного старосты Семена Щовкина, затем на собственные средства построили деревянный дом, прямо напротив церкви. Участок, на котором он располагался был в одну сторону 60 саженей (127.8 м), в другую, к ручью - 25 (53.25м). В ширину он был с одной стороны 12 саженей (25.56 м), с другой - 7 (14.91 м).
 

Следующим священником по императорскому указу от 10 сентября 1750 года был назначен Эраст Тимофеев. Эраст Тимофеев женился на дочери отца Василия и Марфы Афанасьевой, Ирине.

После Эраста Тимофеева священником стал Алексей Яковлев, бывший дьячков в церкви с 30 сентября 1753 года. Он построил свой деревянный дом, где и после смерти отца Алексея продолжали жить его супруга и сын Иван, бывший пономарем в этой же церкви. Именно при священнике Алексее Яковлеве было начато строительство каменной церкви.
 

В 1771 году, 20 декабря священником стал Иван Иванов. Именно он стал последним священников деревянной церкви в Рыбной слободе и первым каменной.
 

Строительство каменной церкви. Первые годы.

Из архивных документов следует, что указ о постройке каменной церкви в слободе был получен 2 июня 1765 года, несколькими днями позже (7 числа) была выдана священнику Алексею Яковлеву книга для сбора средств. К 1767 году были заготовлены все материалы и проекты, одобренные отцом Феодором Дубянским и лично императрицей. В проекте принимали участие надворный советник и архитектор Мылников и местный архитектор Неелов. 13 мая того же года запрашивается благословение на постройку церкви у Преосвященнейшего Архиепископа Гавриила, более того, он сам приехал на церемонию закладки и собственноручно положил первый камень. Строительство началось 8 июня, смета составляла 10696 рублей 50 копеек, выданных императрицей через отца Феодора Дубянского. Из - за постоянной нехватки средств строительство периодически останавливалось, даже несмотря на выданные на уплату долгов и доделку в апреле месяце 3000 рублей; но к 1773 году своды здания были сведены; оставались отделочные работы. подряды на работы сдавались на публичных торгах, которые состоялись 13, 14 и 15 июня 1773 года. В результате штукатурные работы были поручены Василию Петрову и его сыну Касаурову за сумму 1187 рублей, а столярные и резные работы - отставному резного дела подмастерью Василию Петрову и Санкт-Петербургского резного цеха мастеру Степану Федорову за сумму 450 рублей.  

Строительство полностью было завершено в 1773 году, тогда же церковь была освящена, но у храма не было колокольных глав, а на доделку вновь не хватало средств. площадь церкви составляла около 70 саженей (317.6 кв. м). Сбор денег начался лишь в 1774 году, в конце января. А деревянная церковь в это время существовала и находилась справа от строящегося храма. 1 мая 1784 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил получил прошение от 29 апреля того же года, в котором жители Рыбной слободы просят разрешения снести деревянную церковь; наложенная резолюция гласила "разрешить". Позднее на месте престола деревянной церкви был поставлен кирпичный памятник с надписью: "На сем месте был престол деревянного храма, существовавшего от времени первого заселения Рыбацкой слободы", в 1862 году замененный на другой, из сердобольского гранита, до сегодняшнего момента не сохранившийся. От иконостаса деревянной церкви осталось 4 образа: образ Спасителя, образ Ильи Пророка, образ Божией Матери и образ Николая Чудотворца.

29 апреля 1784 жителями села было получено благословение митрополита на строительство церкви во имя Рождества Христова, для чего собирались пристраивать к церкви второй этаж. Начались работы 16 июня, закончились 24 июля 1784 года.

Каменный храм в Рыбацком до перестройкиКаменный храм в Рыбацком до перестройки
 

Церковь в XIX веке (по 1884 год).

Внутренний вид первой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в РыбацкомВнутренний вид первой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в РыбацкомВ 1843 году в церкви проводились работы по обновлению, один из местных кирпичнозаводчиков и одновременно церковный староста, Федор Никифорович Слепушкин (1763 - 1848), пожертвовал 10 тысяч рублей. На эти деньги заново создали двухъярусный иконостас; образа в большинстве своем также были написаны новые, художником Кузнецовым. Потолок был мозаичным, под откосами купола были изображены евангелисты, в алтаре над престолом - Бог Отец благословляющий, а над входными дверями висела небольшая икона апостола Андрея. На горнем месте тем же автором была написана икона Святой Троицы, с предстоящими Иоанном Предтечей и Божией Матерью, а на западной стене - две картины: чудесный лов рыбы на Генисаретском озере и исцеление хромого апостолом Петром. Высота храма составляла порядка 4.5 метров, с деревянным куполом - немногим более 7 метров.

На конце Усть-Славянки, в полутора верстах от церкви имелась каменная часовня, крытая железом, с главой и крестом - во имя св. пророка Илии, устроенная в 1861 г. кирпичным заводчиком Степаном Степановым в память бывшего в 1815 г. падежа скота.

(Э. А. фон-дер Брюгген, Н. М. Евреинов  Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб Типография  Училища глухонемых ВУИМ 1909 г. С. 83-84)

29 января 1865 года настоятелем церкви при Фарфоровом заводе Иваном Никифоровичем Погоняловым были освящены боковые приделы, построенные на церковные деньги и пожертвования, в частности известно, что местные и Усть-Славянские заводчики подарили на строительство 105 000 кирпичей. Работы, которые начались в 1862 году, а закончились в 1864, велись по проекту архитектора Карпова. Причина их создания очевидна - в храме было очень тесно, что особенно чувствовалось во время крупных праздников. В результате нижний этаж имел три престола, антиминсы, которых были освящены четырьмя годами раньше. Главный из них, соответственно средний, был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. В 1864 году он обновлялся, иконописцем Паскиным был написан иконостас в два яруса, украшенный резьбой и позолотой, которым позже славилась эта церковь. Длина его составляла 10 метров 31 сантиметр, а ширина 6 метров 40 сантиметров. Правый же придел был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, левый - Толгской иконе Божией Матери.

Церковь была увенчана деревянным куполом, украшенным медным, вызолоченным крестом. Железом крышу покрыли лишь в 1826 году. Непосредственно к зданию примыкала колокольня с десятью колоколами, самый большой из которых весил 343 пуда и 33 фунта - то есть, больше 5.5 тонн. Здание было окружено оградой с каменной часовней с воротами, на которых были изображены Покров и апостолы Петр и Павле; оная ограда была построена в 1872 - 73 годах. Рядом с церковью было также и кладбище.
 

Перестройка церкви в 1900 - 1901 годах. 

Дальнейшая история вплоть до закрытия.

Приблизительно с 1871 года в селе стало действовать церковно-приходское попечительство. Оно собиралось три раза в год, а также (иногда) накануне крупных праздников, таких, как Пасха, Рождество, Покров. Главными источниками дохода общества являлись членские взносы, кружечные церковные сюоры, пожертвования и выступления в пользу попечителей. Также во владении церкви в 1891 году можно было обнаружить двухэтажный дом с надворными постройками, завещанный ей Матвеем Прокофьевым и находившийся в Усть-Славянке, на земле крестьян Красильниковых. В доме обществом сдавались 4 квартиры, также там было открыто чайное заведение. За 11 лет, с 1891 по 1902 год, например, все вместе принесло 556 рублей 15 копеек чистого дохода, не считая денег, ушедших на ремонт, страхование, а также сумм, выплачиваемых вдове Матвея, что вкупе за тот же период составило 329 рублей 55 копеек. В графу расходов попадали ежемесячные пособия призреваемым, суммы, выделяемые попечительством на праздники, единовременные пособия, мелочные канцелярские и страховые расходы, а также траты, связанные с владением домом.
 

В 1890 году, 14 сентября впервые был поднят вопрос о перестройке храма: из-за каменного свода, разделявшего этажи, нижнее помещение было душно, тесно, там отсутствовала вентиляция и необходимый резонанс - во время служб церковный хор попросту не был слышен. К тому же верхний храм использовался только раз в году - 29 июня, во время храмового праздника. Предлагалось два варианта изменений:
1) убрать каменный свод

2) надстроить вторые этажи к боковым пределам и заменить дощатый, покрытый кровельным железом купол на каменный.

Однако, на начало постройки, как всегда, не хватало средств - в течение одного года на строительство поступило лишь одно пожертвование от неизвестного размеров в 500 рублей, переданное через валаамского монаха, отца Антипа. В апреле 1891 года вопрос был вновь поднят, однако лишь через восемь лет было накоплено 20 тысяч рублей - в основном, церковь брала деньги в долг под различные проценты - у Рыбацкого и Усть-Славянского сельского общества 10300 рублей под 3.8%, а также у притча и старосты Смоленской кладбищенской церкви 15000 рублей под 5%, помимо этого попечительство из благотворительного капитала выделило 1600 рублей в долг; Н.М. Слепушкин подарил 14050 кирпичей, из денежных пожертвований самый большой был сделан Захаровым Степаном, суммою в 1100 рублей. В 1899 году нашелся архитектор, Дмитрий Павлович Рябов, который предложил план перестройки в древне-русском стиле, со сметой в 55 тысяч рублей.

Вот его пояснительная записка к чертежам:

Из представленных чертежей перестройки и надстройки видно, что основная идея перестройки состоит в соединении центральной части, состоящей из двух этажей, в один корабль (наос) в два света, высотою до цилиндрического свода 4.5 сажени (9.59 метра), для чего существующий свод над первым этажом подлежит сломке. Далее, существующий деревянный плафон верхнего алтаря заменить каменным полукуполом с главкою. Дощатый отштукатуренный плафон и такого же материала купол с фонарем заменить каменным. Блклвые пределы (наосы) надстроить во всю площадь нижнего этажа; алтари (апсиды) малых пределов, а также и все пространство боковых наосов покрыть бетонными сводами, для уменьшения бокового распора на наружные стены. Кроме тог, для увеличения площади храма, в западной части по обе стороны колокольни проектируются пристройки, которые служат продолжением боковых наосов. Для сообщения второго этажа наосов с первым этажом проектируются 2 каменные лестницы, которые помещаются в пристройке, окружающей с трех сторон колокльню; тут же помещается лестница, ведущая в подвальное помещение, служащее для отопления, а также и ризницы.

Для усиления пилонов купола, а также для проведения жаровых и вытяжных каналов, предположено нарастить существующие пилоны каменною кладкою в четырех местах, как видно из чертежей. С уничтожением существующей лестницы и притвора, для чего необходимо сломать поперечную каменную стену, вся площадь храма с надстройками второго этажа увеличивается до 105.5 квадратных саженей (478.64 кв. м), что с прежнею площадью (до 70 кв. саженей - 317.6 кв. м) храма составляет около 175 кв. саженей (около 794 кв. м), считая по 17 человек молящихся на кв. сажень (порядка 4.5 кв.м) - получилось 2475 человека.

Пол храма предположительно поднять на 12 (53.4 см) вершков, так как в настоящее время он находится на 2 вершка (8.9 см) ниже уровня земли, что необходимо сделать в виду устройства подвала, а также осушения храма. Верхнюю часть колокольни, как пришедшую в ветхость, предположено снести и заменить новую кладкою, согласно проекту. В виду незначительного добавочного груза от парусов и барабана над средней частью с прежде существовавшим, который, кроме того, уравновешивается увеличением площади пилонов, прибавкой каменной кладки, значительного изменения давления на почву предполагать нельзя, хорошее же состояние существующего храма даст ясное представление о доброкачественности грунта, на котором храм находится, вследствие чего при составлении проекта перестройки и надстройки отдельного исследования грунта произведено не было.

 

1900 года 4 марта. Архитектор Д. Рябов

Отсюда видно, что оба предлагаемых варианта изменений были использованы и что храм строился не с нуля, а лишь изменялся.

В 1900 году получили Архипастырское одобрение Высокопреосвященного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, сразу же составили комиссию, ответственную за процесс строительства, следующего состава:

1. Председатель -священник Михаил Славнитский

2. Делопроизводитель - священник Константин Рождественский

3. Казначей - церковный староста Слепушкин

4. Смотрители работ и материалов - А.И. Зотов и К.И. Флоров

 
После перестройки 28 ноября 1901 г. храм был освящен епископом Нарвским Никоном.
 
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком в лесах в начале 20 века.Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком в лесах в начале 20 века.
Школа в селе Рыбацком и Храм Покрова Пресвятой Богородицы, вид с Невы 1909 год.
 
После русско-японской войны в церкви поместили бронзовую доску с именами павших при Цусиме жителей Рыбацкой слободы.
 
Недалеко от храма ( на берегу Невы) располагалась церковно-приходская школа. После революции в ней разместили детский сад.
Церковно-приходская школа при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком в начале 20 века.Церковно-приходская школа при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком в начале 20 века.
Ученики церковно-приходской школы села Рыбацкое в начале 20 века.Ученики церковно-приходской школы села Рыбацкое в начале 20 века.
 
В 1930-х гг. церковь была закрыта. Последний настоятель храма - протоиерей Н. П. Кулигин. Он служил в Покровской церкви села Рыбацкое с 1905 г. В 1937 г. он был расстелян по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Здание передали заводу «Большевик». Во время Великой Отечественной войны оно было сильно повреждено, и в 1950-х гг. здание полностью разобрали.
Вид с Невы на школу и Покровскую церковь в Рыбацком, 1938 год.
 

Читайте также: